КОЛЫБЕЛЬ ПАРФЮМЕРИИ И КОСМЕТИКИ
В Древнем Египте душистые вещества играли важную роль в религиозных обрядах. Ароматы использовались для окуривания, при изготовлении бальзамов и мазей. Египтяне, по праву, считаются родоначальниками парфюмерной промышленности.ПАПИРУС ЭБЕРТА И ПЕРВЫЕ ПАРФЮМЕРЫ
Первые советы по использованию косметики можно найти в древнеегипетском медицинском трактате, известном как "Папирус Эберта".ДРЕВНЕЕ РАЗВИТИЕ КОСМЕТИКИ
В Древней Персии также изготавливались разнообразные косметические и парфюмерные средства, такие как пудры, помады, притирания и благовония.КОСМЕТИЧЕСКИЙ РАСЦВЕТ НА ВОСТОКЕ
В Средние века в Европе использование косметики и парфюмерии не приветствовалось христианской религией. Забота о красоте считалась порочным занятием. Производство косметики в Европе практически исчезло.ВОЗВРАЩЕНИЕ КОСМЕТИКИ В ЕВРОПУ
В Европе долгое время была мода на бледную кожу, которая считалась признаком аристократизма. Некоторые дамы даже делали себе кровопускания, чтобы добиться бледности.РАЗВИТИЕ ПАРФЮМЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В XVII-XIX ВЕКАХ
С развитием промышленности в XVII веке началось быстрое развитие парфюмерного производства, которое достигло своего пика к XIX веку. Развитие органической химии способствовало появлению промышленного производства духов и одеколонов. Парфюмеры научились выделять ароматы и создавать различные их сочетания с помощью химических реакций.РЕВОЛЮЦИЯ В МИРЕ ПАРФЮМЕРИИ
В начале XX века Габриэль (Коко) Шанель открыла свой первый магазин и стала законодательницей моды. Многие ее творения, такие как овальный вырез горловины, двухцветные костюмы, свитера, украшения из жемчуга и сумки на позолоченной цепочке, стали классикой.ПЕРВЫЕ ШАГИ
В России же производство парфюмерно-косметических изделий началось еще в середине XIX века. В 1843 году в Москве открылась фабрика "Товарищество Ралле и К°" (сегодня это всем известная "Свобода"), в 1860 году - "Санкт-Петербургская химическая лаборатория" ("Северное сияние"), а в 1864 году - "Товарищество Брокар и К°" ("Новая Заря"). Именно эти предприятия стояли у истоков российской парфюмерно-косметической промышленности.ОТ МЕЛКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДО КРУПНЫХ ФАБРИК
К началу XX века в России насчитывалось около 20 мелких парфюмерно-косметических предприятий. Однако настоящий расцвет производства пришелся на советские годы. В 50-60-е годы были построены крупные фабрики в разных городах страны, а также реконструированы старые предприятия. К 1974 году в СССР уже было 24 специализированных предприятия с высоким уровнем концентрации производства.ИСТОРИЯ ЛЕГЕНДАРНОЙ ФАБРИКИ
Особое место в истории российской парфюмерии занимает фабрика "Новая Заря". Основанная в 1864 году французом Анри Брокаром, она быстро завоевала популярность благодаря выпуску недорогого и качественного мыла. Позже Брокар начал производство духов и одеколонов, став лидером на российском рынке парфюмерии.ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СОВРЕМЕННОСТИ
Наряду с "Новой Зарей" в России есть и другие известные производители парфюмерно-косметической продукции.ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Российский косметический рынок демонстрирует устойчивый рост. По данным Росстата, в 2022 году выручка от розничных продаж косметики и парфюмерии превысила 1 трлн рублей, увеличившись с 2013 года в 2,6 раза.УХОД ИНОСТРАННЫХ БРЕНДОВ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ
Некоторые крупные косметические компании, такие как Estee Lauder, LVMH, L'Oreal и Shiseido, прекратили поставки и продажи своей продукции в России. Другие, например, Procter & Gamble и Unilever, приостановили инвестиции и рекламу, но продолжили продавать товары первой необходимости. В результате, ассортимент товаров на рынке сократился в среднем на 25%.ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Сокращение импорта создало благоприятные условия для развития отечественного производства. Однако, российские компании сталкиваются с логистическими трудностями и зависимостью от импортного сырья.РОСТ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Тем не менее, российское производство косметики растет. В 2022 году было произведено около 1,5 млрд штук косметологических товаров.2023: РОСТ, ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ И ЛИДЕРЫ
В 2023 году российский рынок косметики, парфюмерии и средств по уходу (без учета бытовой химии) показал уверенный рост. По данным "Infoline-аналитики", объем рынка увеличился более чем на 17% и достиг 950 млрд рублей с НДС.ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ БЬЕТ РЕКОРДЫ
Особенно впечатляющим стал рост онлайн-продаж. Они подскочили на 44% и составили 420 млрд рублей. Эксперты объясняют это удобством для потребителей. В интернете можно легко сравнить цены и ассортимент разных магазинов, а также выбрать удобный способ доставки.ОФФ-ЛАЙН ЛИДЕРЫ РЫНКА
Среди российских торговых сетей особенно выделяется "Золотое яблоко". Его выручка выросла на 52% и достигла 93,4 млрд рублей. Представитель ретейлера объяснил такой успех активными продажами и продвижением в интернете. За год доля сети на онлайн-рынке увеличилась с 37 до 50%.РОСТ МАРКЕТПЛЕЙСОВ
Выручка маркетплейсов Wildberries и Ozon в сегменте "косметика и дрогери" составила 166,8 и 80,4 млрд рублей. Они занимают второе и пятое место по обороту на этом рынке.СТАТИСТИКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ
По объемам продаж средства по уходу за кожей занимают 22,6%, средства по уходу за волосами — 19%, парфюмерия — 23%, декоративная косметика — 15,4%, а на остальное приходится 20%.ПОЧЕМУ КОНТРАКТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПОПУЛЯРНО?
Контрактное производство в современном виде возникло в 80-е годы XX века в условиях перенасыщения мирового рынка косметики. Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, компании начали разделять сферы ответственности. Одни сосредоточились на развитии брендов и маркетинге, другие - на научных исследованиях и производстве.МИРОВЫЕ ЛИДЕРЫ КОНТРАКТНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В мире существуют крупные контрактные производители, которые практически не имеют собственных брендов. Они занимаются исключительно разработкой и производством косметической продукции.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ожидается, что с развитием он-лайн торговли в России будет расти спрос на косметику частной торговой марки, то есть продукцию, выпускаемую под маркой продавцов. В этом случае контрактное производство может стать для российских компаний отличной возможностью для развития бизнеса.ПОЧЕМУ СТМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ?
Во-первых, это выгодно! Продавая товары под своим именем, продавец получает большую свободу в ценообразовании и может устанавливать ту цену, которая, по его мнению, является оптимальной. Во-вторых, это возможность создать свой уникальный продукт, который будет отличаться от всего, что уже есть на рынке. А это, согласитесь, очень важно для привлечения внимания покупателей.ТРЕНД ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?
Особенно интересна ситуация с косметикой. Появление большого количества частных косметологов и косметологов-эстетистов, как грибов после дождя, также способствует увеличению числа уходовой косметики под собственными торговыми марками. Ведь кто, как не профессионал, лучше всего знает, что нужно клиенту для красоты и здоровья кожи?БУМ СТМ
Думаю, что в ближайшие годы мы увидим настоящий бум собственных торговых марок, особенно в сфере косметики. Покупатели, уставшие от однотипных товаров, будут все больше обращать внимание на уникальные продукты, созданные профессионалами своего дела.ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК?
Всё дело в динамично меняющемся рынке. Сегодня, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно предлагать что-то новое, оперативно реагировать на запросы потребителей. А это значит, что производитель должен быть способен быстро перестраиваться, подстраиваться под новые требования.КУРС НА ГИБКОСТЬ И ИННОВАЦИИ
Лидерами рынка станут небольшие и гибкие мини-производства, которые умеют быстро запускать производство небольших партий продукции, не боятся инноваций и всегда готовы к переменам.А ЧТО ЖЕ ГОСУДАРСТВО?
Государство, конечно, будет регулировать рынок производства косметики. Скорее всего, мы увидим ужесточение требований, например, введение обязательной маркировки "Честный знак" для всего ассортимента косметики. Это, безусловно, приведет к увеличению себестоимости производства и, как следствие, к отсеиванию части конкурентов.